Об Австрии
Вена. Исторический центр
"Душа этого города - древняя и застенчивая. Её нужно найти, она не навязывает себя. В этом - красота и судьба Вены, её гордая скромность и её тихая печаль", - писал Франц Сервэс в 1908 году. Площадь "Ам хоф" - "При дворе" - центр города того времени, В течение веков она была базарной площадью, где продавались древесина, уголь, сена, солома, раки - излюбленный деликатес Средневековья, хлеб. Жестокая примета времени - казни - также производились на этой площади. В центре вы увидите "Мариензойле" - колонну в честь Девы Марии, памятник Тридцатилетней войны. В 1645 году шведы под командованием маршала Торстенсона устремились в долину Дуная. Многие города и крепости были разрушены и завоёваны. Вене угрожала серьёзная опасность: не было войск, способных защитить город, горожане евангелического вероисповедания симпатизировали шведам. В этой отчаянной ситуации кайзер Фердинанд III устроил религиозную церемонию и пообещал, что, если Вена будет спасена, он воздвигнет на площади колонну в честь Девы Марии Божьей Матери.
Не предприняв попытки завоевать город, Торстенсон отвёл свои войска, а в 1646 году был готов памятник. В 1667 году сын Фердинанда кайзер Леопольд I приказал демонтировать каменный памятник, который был заменён бронзовой копией. Оригинал перевезли в город Вернштайн, где он находится по сию пору.
Среди исторических зданий обратим ваше внимание на церковь и Цейхгауз. Церковь "Ам хоф", или Церковь Девяти ангельских хоров, была построена между 1386 и 1403 годами на месте находившейся здесь часовни.
В XVII веке ( 1607-1610) её интерьер получил барочную отделку, в 1662 году возник удивительный по красоте барочный фасад, На Пасху 1782 года Папа Пий VI благословил с хоров этой церкви собравшихся прихожан. 6 августа 1806 года в церкви было объявлено о том, что кайзер Франц I слагает корону Священной Римской империи германской нации.
В бывшем "Городском Цейхгаузе" хранилось оружие, которое выдавалось горожанам в случае нападения на Вену, Здание, построенное в 1550 году, после многочисленных переделок было завершено в 1731-32 годах ...
Самая древняя церковь Вены - церковь Святого Рупрехта, Рупрехтскирхе, По преданию, она заложена в 740 году зальцбургским архиепископом, Ещё раньше на этом месте находился " Дом для молитв и размышлений". Неф и нижняя часть башни восходят к XI веку, некоторые части строения, возможно, датируются ещё более ранним периодом,
Следующий свидетель седой древности - "Мария ам гештаде" - Церковь Марии на побережье. Название напоминает о времени, когда храм находился на берегу рукава Дуная, где швартовались корабли.
В документах 1158 года церковь упоминается как "римская святыня". Во время турецких осад 1529 и 1683 годов здание сильно пострадало. Восстановительные работы проводились в XIX веке.
В 1327 году герцог Фридрих Красивый основал монастырь августинцев,
Августинеркирхе, построенная несколько позднее, долгое время служила придворной приходской церковью, в которой проходили многочисленные церемонии. В 1736 году здесь состоялось обручение Марии Терезии с Францем Стефаном Лотарингским, в 1770 - Марии Антуанетты с Людовиком ХУ1,в 1810 - Марии Луизы с Наполеоном, где вместо отсутствовавшего императора перед алтарём предстал его бывший враг - эрцгерцог Карл, В 1854 году кайзер Франц Иосиф венчался здесь с 16-летней красавицей Элизабет фон Виттельсбах, в 1881 году их сын Рудольф - со Стефанией Бельгийской. В 1916 году в церкви Австрия прощалась с кайзером Францем Иосифом.
Обратите внимание на саркофаг дочери Марии Терезии эрцгерцогини Марии Кристины, исполненный Антонио Канава в 1797-1805 годах. С 1634 года рядом с церковью находится склеп, в котором хранятся 54 урны с сердцами членов кайзеровской семьи - " Херцгруфт". Неподалёку, под сводами церкви Капуцинов, - усыпальница " Кайзергруфт". Как и "Херцгруфт", она открыта для обозрения. Здесь нашли последний приют большинство Габсбургов - 144 саркофага, 12 из которых хранят останки императоров, 15 - императриц. Наиболее впечатляет двойной саркофаг Марии Терезии и её супруга Франца I Стефана,выполненный Бальтазаром Фердинандом Моллем.
Последнее пышное захоронение состоялось здесь в 1989 году. Монахи-капуцины, в чьём владении до сих пор находятся церковь и усыпальница, отворили врата и приняли рабу божью Циту, вдову последнего императора Австрии Карла I, окончившую свой жизненный путь в возрасте 97 лет, семь из которых она после многолетнего изгнания провела в Австрии.
Своим возвращением Цита, в своё время не подписавшая акт об отречении, обязана канцлеру Бруно Крайскому, сделавшему этот щедрый подарок к её 90 - летию.
В Вене столько театров и музеев, что рассказать обо всех мы, разумеется, не сможем. По ходу путешествия мы будем обращать ваше внимание на самые значительные из них.
"Альбертина", хранящая 200.000 оригиналов, принадлежит к крупнейшим мировым собраниям графики. Музей носит имя своего основателя, герцога Альберта фон Заксен-Тешен, супруга любимой дочери Марии Терезии - Марии Кристины. В фондах собрания - шедевры Дюрера, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рубенса, Рембрандта, Шиле и многих других художников, начиная с XV века вплоть до современности.
Турист, впервые попавший в Вену, прежде всего устремляется на Штефансплатц - площадь Святого Стефана со знаменитым собором, по имени которого она названа.
... Возвращаясь после долгой разлуки в Вену, каждый раз удивляешься и радуешься этому удивительному творению, простому и прекрасному, как горный утёс, возвышающему и укрепляющему дух. Его история неотделима от истории Австрии. Место застройки Штефансдома находилось за стенами римского лагеря, служившими в Средневековьи городскими стенами, то есть в предместье, Вокруг новой церкви возникло кладбище, на котором вплоть до XVIII века производились захоронения. В 1732 году по приказу кайзера Карла VI кладбище было закрыто.Некоторые из надгробных камней можно увидеть на стенах собора Святого Стефана, существует доступ и в подземные склепы. На стенах собора немало и других исторических предметов, например, мера длины ткани и размер каравая хлеба. Любой средневековый покупатель мог проконтролировать по ним свой товар, и если обнаруживался обман, продавцу приходилось плохо: булочника, например, в любое время года окунали в его собственной плетёной корзине в Дунай, и часто это становилось последним купаньем. Если вы любознательный турист, то вам удастся найти "фрайюнг" - кольцо, ухватившись за которое, бежавший от преследования, даже' если это был преступник, становился неприкосновенным.
Строительство собора Святого Стефана длилось несколько веков, каждый из которых оставил свои следы в его архитектуре.
Самые старые, романские части собора - "Ризентор" и "Хайдентюрме". Название портала "Ризентор" - гигантские ворота" - связано с легендой. При выкапывании грунта в основании портала была найдена огромная кость мамонта, погибшего, вероятно, во время Всемирного потопа, "Хайдентюрме" - "языческие башни" - увенчивают этот портал, составляющий единое целое с готической частью собора. Многим обязан собор герцогу Рудольфу IV Габсбургу, решившему переделать Штефансдом в готическом стиле. Южная башня высотой 136,7 метра, которую венцы любовно называют "Штефль", была завершена в 1433 году. Северная часть из-за нехватки средств так и осталась незавершённой. В 1579 году на высоте 68,3 метров её увенчал ренессансный купол.
Будучи рядом с собором Святого Стефана, вы, разумеется, захотите войти внутрь, где вас также ожидает встреча с Прекрасным. Интерьер собора даёт представление о разных стилевых направлениях - поколения художников трудились над украшением Штефансдома. Центральный алтарь изображает казнь Святого Стефана, первого христианского мученика. Справа от входа вы увидите готический алтарь (1513 год) с изображением Пётчской мадонны. Культ Девы Марии является характерным для католической религии, а данная мадонна любима и почитаема особенно - вы в этом легко убедитесь, побывав в Штефансдоме. Примечательна её история - в 1697 году по приказу кайзера мадонну привезли сюда из Венгрии, так как ей приписывалось чудодейственное свойство источать слезы. Истинным шедевром является кафедра, высеченная из камня Антоном Пильграмом (1514-1515). Перила лестницы украшают изображения жаб и ящериц, что имеет символическое значение: жабы - символ тьмы, ящерицы - света, стало быть, борьба Добра со Злом. В верхней части - четыре отца католической церкви, чьи портреты отличаются глубоким психологизмом. Мастер Пильграм увековечил и себя - выглядывающим из окна.
В "женском клиросе" хранится удивительный по красоте готический алтарь (резьба по дереву, роспись), выполненный в 1447 году. Алтарь носит имя города, в котором он ранее находился, - "Винер нойштадт".
Другой шедевр - гробница кайзера Фридриха III из красного мрамора, украшенная 240 фигурами (1513 год).
Конечно, вы увидите в соборе и многое другое и, восхищаясь творением рук человеческих, не забудьте о том, что эта гордость Австрии принадлежит всему миру, и вы поступите благородно, если внесёте посильную лепту на её содержание.
Северная башня Штефансдома - обитель "Пуммерин" - самого большого колокола Австрии (вес 21.383 кг, диаметр 314 см), Отлитый в 1683 году после второго турецкого нашествия из захваченных орудий, он являл собой символ свободы, В 1945 году во время пожара колокол упал и разбился. Одна из девяти земель республики, Верхняя Австрия, пожертвовала средства на новый "Пуммерин", который в 1952 году, подобно петергофскому Самсону, был возвращён на своё историческое место.
Звон колокола можно услышать 31 декабря. В этот вечер ("Silvester") толпы народа заполняют площадь. Мощный гул "Пуммерин" разносится по всей Вене, затем звучит неофициальный гимн Австрии - вальс Штрауса "На прекрасном голубом Дунае", и под его звуки кружащиеся o пары входят в Новый год. Летят в воздух пробки из бутылок с шампанским, огненные цветы фейерверка зажигают небосклон, кругом царит ! веселье, Вена празднует ...
Взгляд вглубь веков вы можете погрузить, спустившись в метро на Штефансплатц. При строительных работах была открыта часовня "Виргилькапелле",относящаяся к XIII веку. Когда-то она находилась в подземельи кладбищенской церкви Марии Магдалены, снесённой в 1871 году.
Штефансплатц живёт кипучей и разнообразной жизнью, неотъемлемая часть которой фиакры - коляски,запряжённые лошадьми. Вена - один из немногих городов мира, где лошадь до сих пор является равноправным участником движения. Своим названием фиакры обязаны церкви Святого Фиакра в Париже, месту стоянки наёмных экипажей. Приятно совершить в них прогулку и послушать рассказ "фиакрщика", знатока и патриота своего города.Те, ксго особенно заинтересует эта венская достопримечательность, могут посетить музей фиакров, находящийся в 17-м районе (Veronikagasse 12).
На южной стороне к Штефансплатц примыкает площадь "Шток им айзен" с одним из символов Вены - стволом дерева с вбитыми в него гвоздями, давшем название площади. С этим символом связано много легенд, одна из которых повествует о том, что во времена Средневековья каждый слесарь-подмастерье, приезжавший в Вену, должен бь'л вбить гвоздь в это дерево - оставить "визитную карточку". Дерево с гвоздями вмонтировано в стену "Экитабльпале", названного по имени американского страхового общества. Вы не пожалеете, если войдёте в дом, где вас поразит архитектурное решение лестницы и откроется удивительный вид во внутренний дворик. Напротив этого особняка - внедрение нового времени "Хаасхаус", спроектированный одним из самых знаменитых архитекторов Вены Хансом Холлайном. С 1867 года здесь стоял дом, построенный для фирмы " Филипп Хаас и сыновья", специализирующийся на коврах, это был первый универмаг Вены. После пожара 1945 года дом был сильно повреждён и его снесли, открыв простор полёту архитектурной мысли ... Сегодняшний "Хаасхаус" - коммерческий рай с дорогими магазинами, кафе и ресторанами, зеркало настоящего, в котором отражается прошлое.
От площади "Шток им Айзен" начинаются две главные улицы исторического центра - Ам Грабен и Кернтнерштрассе.
Грабен по-русски означает "ров". Когда-то это действительно был ров за стенами римского лагеря, в XIII веке здесь возникла рыночная площадь, где стояли дома разбогатевших в крестовых походах и через торговлю горожан. Роскошь прошлых веков сменило нынешнее богатство. Сегодня на Грабен и в прилегающих улочках живут те, кто не думает о завтрашнем дне.
Унаследовав от дня вчерашнего, они сумели приумножить полученное. Обитатели Грабен посещают магазины, расположенные в первые этажах, цены в которых иногда в несколько раз превышают минимальную зарплату австрийцев. С наступлением прохладной погоды на Грабен начинается "парад мехов" - элегантные дамы "прогуливают" свои шубки.
Главная достопримечательность Грабен - "Пестзойле" - "Чумная колонна", или колонна Троицы, сооружённая в царствование Леопольда I и напоминающая о страшной эпидемии 1679 года, унесшей десятки тысяч жизней. Вначале это была деревянная колонна, которую в 1693 году завершил барочный гимн из камня, который вы можете лицезреть и который стал прообразом i юдобных памятников во вногих городах Австрии. Невдалеке от колонны находятся диа фонтана -"Йозефсбруннен" и "Леопольдсбруннен", относящиеся к XIX веку и названные в честь наиболее почитаемых в Вене святых. Прогуливаясь по Грабен, вы не пропустите покрытого патиной купола Петерскирхе, памятника архитектуры XVIII века, с пышным внутренним убранством.
На месте Кернтнерштрассе в былые времена пролегала дорога на юг, в одну из земель Австрии - Каринтию. С 1974 года эта улица, как и Грабен, является пешеходной зоной. Вечерами она представляет собой театр под открытым небом, где каждые пять метров артисты и музыканты из разных стран демонстрируют свои таланты. Самый древний из сохранившихся домов - дворец Эстерхази (1698 год), в котором после реконструкции находится казино и самый известный модный салон " Адльмюллер". Не забудьте посетить также отель "Захер", помнящий знаменитостей прошлого и знающих знаменитостей настоящего, и купить один из традиционных венских сувениров - фирменный шоколадный торт, известный во всём мире.
Не спешите покидать "инненштадт", центр города, погуляйте по его переулкам, дворикам и площадям, откройте для себя то, о чём мы не успели вам рассказать, и постарайтесь оказаться к полудню на площади "Хоэр Маркт", где находятся часы, выполненные в стиле модерн (1911 год), В 12 часов 12 персонажей из австрийской истории от Марка Аврелия до Йозефа Гайдна совершают парад, сопровождаемые современной им музыкой.
Добро пожаловать в Вену.
Комментарии: