О Тунисе

Страна, куда хочется вернуться.

Автор: Ирина (irina5val@mail.ru)

Тунис я посетила в октябре 2000 года.

Сначала как-то побаивалась ехать, т.к. думала, что этот маршрут не очень освоен русским туристом, но все мои опасения оказались напрасными. В Тунисе турист, что священная корова в Индии, над каждым «трясутся», т.к. туризм – одна из важнейших статей дохода в стране.

Впечатлений – море, причем самых восторженных, несмотря на то, что первые дни было облачно, да и у меня как всегда акклиматизация проходила – то горло, то живот, но это обычное явление, по крайней мере, для меня. В таком не очень бодром состоянии я отправилась на 2-х дневную экскурсию в Сахару – главный предмет моей поездки. И как только я села в автобус – все мои хвори тут же прошли. Мне очень хочется поделиться своими впечатлениями, поэтому я кратко опишу это путешествие, тем более, что таким образом я опять вспоминаю виденное, а это очень приятно.

Первая остановка была в г.Эль-Джем, расположенном чуть в стороне от моря. Там находится знаменитый Колизей – античный амфитеатр, рассчитанный на 40 тысяч зрителей – самый первый по сохранности и шестой по величине после римских. Построен в 3-ем веке до н.э. В древние времена там проходили гладиаторские бои, казни осужденных и «живые» спектакли-сказки, т.е. если по сюжету звери или люди убивали кого-то, то и на сцене происходило все вживую. В настоящее время здесь ежегодно проводится международный фестиваль симфонической музыки. Затем мы проехали через крупный промышленный город Сфакс. Почти все пространство между населенными пунктами занято оливковыми плантациями.

Первый оазис на нашем пути – г.Габес, единственный морской оазис в Тунисе – более 300 тысяч финиковых пальм. До сих пор не верится, что пальма – это гигантская трава. Оазисы возникают на месте термальных источников, вода которых специально охлаждается для полива пальм. Все оазисы являются частной собственностью, также как и оливковые плантации, мимо которых мы проезжали до начала каменистой пустыни. Постепенно каменистая пустыня сменилась пустынными горами, на склонах которых расположены пещеры троглодитов, где живут берберские племена. Название этой местности – Матмата. Троглодиты – пещерные жители (почти 5 тысяч) живут в меловых кратерах глубиной примерно 6 м.

Поистине фантастический «лунный» пейзаж Матматы. Здесь снимались фильмы «Звездные войны» и «Индиана Джонс. В поисках утерянного времени». Потрясающее зрелище. Мы посетили одно жилище, хозяйкой которого была древняя старуха с татуировкой на руках и лице. В старину был обычай, когда девушка выходила замуж, ей наносили татуировку.

К вечеру мы добрались до г.Дуз, который считается воротами в пустыню. В центре города стоит памятник верблюду. Закат мы встречали уже в Сахаре. Действительно белое солнце пустыни. Песок очень мелкий, как мука, очень красивого цвета. Нас нарядили в берберские одежды для пущей убедительности и усадили на верблюдов (сначала мне было немного страшновато, т.к. очень высоко). Очень невозмутимые и величественные животные, на одной из открыток с изображением верблюда было написано: «Его величество Camel-1, император Сахары». Мы ехали на них в связке по трое, и я периодически щекотала следующего рядом со мной верблюда между ушками, на что он очень смешно ими шевелил. Вообще, потрясающее ощущение, когда едешь верхом и обозреваешь барханы с высоты верблюда.

На ночевку остановились в отеле прямо на краю пустыни, до ужина я еще успела поплавать в бассейне, любуясь звездами, просвечивающими сквозь пальмовые листья. Очень рано, на рассвете, мы отправились на автобусе дальше. Рассвет мы встречали в мертвой зоне - самое большое соленое озеро Туниса Шотт Джерид – огромное белое пространство соленой воды, пересыхающей летом, бывшее когда-то морским заливом. В сильную жару именно здесь можно увидеть миражи. Оно делит всю страну почти пополам. Проехали через г.Тозер – город-оазис на краю пустыни. Возник благодаря 200 источникам огромного оазиса, насчитывающего более 1,5 миллиона финиковых пальм. Пальмовая роща расположена на берегу соленого озера.

После пересечения соленого озера все пересели на джипы.

Это 4-х часовое путешествие было самым захватывающим. Первой остановкой была древняя полуразрушенная деревня у подножия горы, из расщелин которой берут начало источники. Прошли через ущелье, так называемые «ворота желаний». Затем поднялись на одну вершину, где находится огромная пещера, стены и потолок которой представляют собой сцементированный ракушечник. Возможно, когда-то здесь было море… Некоторые пытались отковырять часть ракушек, но наш веселый и невозмутимый гид Рожди сказал, что там можно наткнуться на скорпионов, которые здесь представлены двумя видами, один из которых местные жители называют "Экспресс к Аллаху"». Само название говорит за себя.

Спускались с этой горы по горному серпантину – дороге, построенной немцами в 1942 г. Затем промчались по бездорожью – по песчаной пустыне, мимо неторопливо шествовавших верблюдов. После этого прибыли в каньон Тамерза с прекрасным водопадом, где Рожди предложил искупаться. Желающие нашлись, но с воплем выскакивали обратно, т.к. вода была ледяной. К каньону проходили через комплекс соломенных хижин. Сначала все решили, что это раздевалки, оказалось – отель (на одной из хижин висела вывеска «Reception»). На обратном пути к джипам присели в кафе, чтобы выпить по чашечке восхитительного кофе, любуясь пейзажем каньона.

Смена ландшафтов потрясающая!!!

После обеда, пересев снова в наш автобус, отправились дальше до последнего пункта нашего путешествия - Святой город Кайруан, который находится в 60 км от г.Сусса (где я жила), в сердце Туниса. Кайруан - древняя столица восточного Магриба. Прекрасно сохранилась первая мечеть VI века, построенная арабами на территории Магриба, которая носит имя их предводителя Сиди Окбы. Является одним из центров паломничества мусульман Северной Африки. Внутрь мечети мы, к сожалению, не попали, т.к. уже было время вечерней молитвы, а туристов пускают только когда нет службы. Гордость Кайруана – его ковры. На этом наша экскурсия закончилась.

Со следующего дня установилась чудесная погода, два дня дул очень теплый ветер с материка, даже не хотелось уходить с пляжа вечером. Такое блаженство! В остальные дни ветер был с моря, но все равно, было очень тепло, и вода была замечательна. На пляже там очень мелкий песок. Как я уже выше писала, жила я в г.Сусс, он считается древнее Карфагена. По количеству жителей 3-ий после столицы г.Туниса и промышленного центра г.Сфакса. В центре там находится древний город – Медина с восточным базаром и большой мечетью (построена в 8 веке), башни и зубцы которой придают ей вид крепости. В настоящее время этот арабский город – популярный курорт, центр международного туризма.

Отель, в котором я жила («Salem»***), окружен большим парком и находится прямо на берегу моря. Весь персонал очень приветливый, заботливый и внимательный. После арабского языка все население говорит на французском, знают немецкий, т.к. очень много немцев приезжает сюда, впрочем, их везде много. Немного говорят и понимают английский, так что пришлось доставать из глубины своей памяти скудные запасы английского. Вначале терялась, а потом ничего, главное, сказать несколько ключевых слов – тебя уже поймут. Лучше всего понимают таксисты, мне даже удавалось с ними поболтать немного, на что один сказал, что я говорю совсем неплохо, но я думаю, что уровень у нас был одинаковый. Есть арабы, говорящие по-русски. Мужчины, в основной своей массе, очень красивые. Как-то я увидела молодого человека, буквально загляделась на него, с такими тонкими чертами лица, похожего на принца из арабской сказки.

В окрестностях г.Сусс располагается очень красивый порт-сад Эль-Кантауи, который называют жемчужиной тунисского туризма, там отдыхают богатые люди, приплывая на своих яхтах. Это целый комплекс в виде города с роскошными отелями и виллами в андалусском стиле. Здесь находится центр подводного плавания и яхт клуб. В центре – древняя арабская крепость и восточный базар. Главная достопримечательность – пиратские корабли, на которых можно совершить прогулку по морю. Музыкальный фонтан с красочной подсветкой – очень красив вечером.

Была еще одна экскурсия, мне она понравилась гораздо меньше (возможно, из-за недостатка времени) – в столицу г.Тунис, в Карфаген и пригород г.Туниса – бело-голубой поселок Сиди Бу Саид – место встречи художников, поэтов. В Тунисе посетили музей Бардо, где представлена самая большая коллекция древней римской мозаики. Центральная улица столицы выглядит очень по-европейски, наверное, поэтому ее называют маленьким Парижем. Много кафе, красивых магазинчиков. В центре средневековая Медина, большая мечеть, большой восточный базар. Жаль, что было очень мало времени на осмотр.

Посетили знаменитый Карфаген – некогда могущественная империя, основанная в 814 г. до н.э. финикийской принцессой Элиссой. Несколько раз был разрушен и возрождался вновь. До настоящего времени сохранились остатки римских зданий Капитолия, амфитеатра на 50 тыс. зрителей. Лучше всего сохранились термы (бани) императора Антонина, построенные в 146-162 гг. на берегу моря. Они были самыми большими в Римской империи после терм Траяна в Риме. Аристократия Карфагена встречалась здесь для отдыха, купания, деловых разговоров.

Рядом с термами находится летний дворец беев – сегодня там резиденция Президента Туниса Бен Али, строго охраняемая. Его портреты висят повсюду – в холлах отелей, в магазинах, в лавках, в кафе. В Тунисе нельзя фотографировать все правительственные здания.

В целом, мне все так понравилось, я буквально заболела Африкой. Где бы я ни была, даже если мне нравилось, во второй раз не думала бы поехать, а сюда хочется еще. Это место, откуда не хочется уезжать и куда хочется вернуться. Конечно, Тунис – вполне цивилизованная страна, это не Кения или что-то более южное и дикое.

На последнем ужине наш стол был украшен живыми цветами, было очень приятное, хотя и немножко грустное напоминание об отъезде.

Писать о каких-то предостережениях и давать советы я не буду. Вполне можно на месте понять, что к чему. Тем более, что встречающий гид все толково объяснит и даст необходимые напутствия. Я с первых минут на Тунисской земле несколько раз попадала в щекотливые ситуации, но мне помогали и служащие отеля и др. Сейчас с улыбкой вспоминаю об этом.

В конце хочу добавить, что отправляла меня турфирма «Ольга-Райзен» из Новосибирска через московскую фирму «Норд». Хочется хоть таким способом поблагодарить их за поездку. Все было замечательно!

Читайте здесь еще о Тунисе!