Об Италии

Похищение сабинянок

Как древние римляне обольщали женщин

Со времен славного Ромула начинается история Рима. Город, собравший в своих стенах воинственных мужчин, нуждался также в прекрасных жительницах. История с похищением сабинянок рассказывает, как лихо римляне решали подобные вопросы.

Похищение сабинянок
Рассматривая скульптурные шедевры, выставленные в лоджии Синьории (лоджии деи Ланци), нельзя не обратить внимание на многофигурную мраморную композицию скульптора Джамболоньи "Похищение сабинянок" (копия, оригинал находится в Галерее Академии). Искусствоведы считают это произведение эталоном "маньеризма". Стержнем скульптурной группы является мощная фигура римлянина, в руках которого отчаянно бьется обнаженная сабинянка. У ног похитителя чужих женщин, в позе поверженного, изображен испуганный сабин, выражение его лица и бессильный взмах руки показывает, что он не способен не только спасти жену, но и защитить самого себя.

Ваятель прекрасно запечатлел знакомый исторический сюжет, выхватив наиболее драматический фрагмент событий, относящихся к первым годам существования нового поселения, названного его основателем ROMA. Чтобы наиболее полно представить себе ситуацию в Риме того времени, обратимся к знаменитой книге Тита Ливия "История Рима от основания до наших дней", в которой читаем: "Город между тем рос, занимая укреплениями все новые места, так как укрепляли город в расчете скорей на будущее многолюдство, чем сообразно тогдашнему числу жителей.

Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжественных приемах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не полагалось присутствовать на собраниях народа.

А потом, чтобы огромный город не пустовал, Ромул воспользовался старой хитростью основателей городов (созывая темный и низкого происхождения люд, они измышляли, будто это потомство самой земли) и открыл убежище в том месте, что теперь огорожено,- по левую руку от спуска меж двумя рощами. Туда от соседних народов сбежались все жаждущие перемен - свободные и рабы без разбора,- и тем была заложена первая основа великой мощи"*. То есть, недосуг было великому Ромулу дожидаться лучших времен, когда город разрастется и естественным образом наполнится людьми работящими и добрыми во всех отношениях.

Хотелось ему видеть столицу сердца своего, живущую полнокровной жизнью немедленно, или, по возможности, очень быстро. Вот и распахнул Ромул ворота Рима так широко, что вскоре уже городские стены не вмещали всех желающих найти себе приют и защиту от правосудия или бывших хозяев. Беглые рабы, преступники и прочий сброд просто хлынули в новый город, в котором царь не отличался щепетильностью в выборе сограждан. О моральных качествах жителей города, немного вскользь, но довольно остроумно отзывается Тит Ливии, он пишет, что когда пришло время учреждать сенат, то "всего-то набралось сто человек, которых можно было избрать в отцы". И далее "отцами их прозвали, разумеется..., а потомство их получило имя "патрициев"".

Похищение сабинянок
Мощь Рима выросла настолько, что город "мог бы как равный воевать с любым из соседних городов". Но внезапному могуществу столицы Ромула грозил быстрый упадок, так как срок этому могуществу был определен равный веку человеческому, потому что "женщин было мало и на потомство в родном городе римляне надеяться не могли, а брачных связей с соседями не существовало". Поначалу своенравный царь Рима пытался уладить "женский вопрос" мирно и законными средствами. Он разослал послов по окрестным племенам "просить для нового народа союза и соглашения о браках", но посланцы вернулись ни с чем, ибо велико было презрение соседей к жителям Рима.

Да, тяжелый удар получили Ромул и его строптивый народ, но проблема продолжения рода оставалась, и ее следовало решить, если не мирным путем - так путем насилия. "Чтобы выбрать время и место поудобнее, Ромул, затаив обиду, принимается усердно готовить торжественные игры в честь Нептуна Конного, которые называет Консуалиями". Далее римляне провели широкую рекламную кампанию предстоящего праздника и разослали гонцов с приглашениями принять в нем участие в близлежащие города и селения. О предстоящих играх много говорили и с нетерпением их ожидали. Наконец, в назначенный день собралось огромное количество народу, и некоторые гости прибыли "даже просто из желания посмотреть новый город", пользуясь благовидным предлогом. Ближайшие соседи проявили максимальную активность, в особенности: ценинцы, крустуминцы и антемняне, а племя сабинов явилось почти в полном составе, захватив на праздник жен и детей.

Сексуальная жизнь в Древнем Риме до сих пор считается эталоном лояльности ко всем формам плотских наслаждений. Недаром из латинского языка до нас дошло так много сексуальных терминов - коитус, куннилингус, мастурбация, фелляция...

Следует опять обратиться к античному источнику, чтобы словами Тита Ливия точнее рассказать о последующих событиях: "Их (соседей - И.Н.) гостеприимно приглашали в дома, и они, рассмотрев расположение города, стены, многочисленные здания, удивлялись, как быстро выросло римское государство. А когда подошло время игр, которые заняли собою все помыслы и взоры, тут-то, как было условленно, и случилось насилие: по данному знаку римские юноши бросились похищать девиц. Большею частью хватали без разбора, какая кому попадется, но иных, особо красивых, предназначенных виднейшим из отцов, приносили в дома простолюдины, которым это было поручено. Одну из девиц, самую красивую и привлекательную, похитили, как рассказывают, люди некоего Талассия, и многие спрашивали, кому ее несут, а те, опасаясь насилия, то и дело выкрикивали, что несут ее Талассию". С тех пор в некоторых регионах Италии на свадьбах можно услышать подобный возглас.

Похищение сабинянок
Священный праздник закончился страшной трагедией: отцы, мужья и братья бежали в страхе и позоре, а похищенные женщины рыдали, взывая к богам, в жилищах римских мужчин. Если судьба забросит моих читателей во Флоренцию, то обратите особое внимание на ту самую знаменитую скульптурную группу "Похищение сабинянок", о которой упоминалось выше. Постарайтесь представить себя (соответственно полу) на месте сабинских женщин или мужчин. Мне, после подобной аналогии, произведение Джамболоньи уже не кажется слишком "манерным" и вычурным.

Но на этом историческое повествование Ливия не заканчивается, далее автор отдает дань справедливости римским мужчинам и лично Ромулу, ибо: "сам Ромул обращался к каждой (женщине - И.Н.) в отдельности и объяснял, что всему виною высокомерие их отцов, которые отказали соседям в брачных связях; что они будут в законном браке, общим с мужьями будет у них имущество, гражданство и - что всего дороже роду людскому - дети; пусть лишь смягчат свой гнев и тем, кому жребий отдал их тела, отдадут души". Может быть, на похищенных невест действовало сознание собственного бессилия и безвыходность ситуации, а может быть, их обиду притупили сладкие речи похитителей и их обещания лучше исполнять свои обязанности, т.к. на них легли вина и долг успокоить тоску женщин "по родителям и отечеству". Опять же, какое женское сердце не внемлет вкрадчивым уговорам мужчины, извинявшего "свой поступок любовью и страстью"?

Атмосфера в Древнем Риме была абсолютно раскрепощенной и лишенной каких-либо сексуальных табу. Cвободному римскому обществу было разрешено почти все, что только могло приносить сексуальное удовольствие.

В то время, как пленницы "уже совсем было смягчились", их родственники, "облачившись в скорбные одежды, сеяли смятение слезами и сетованиями". Со всех сторон слышался ропот оскорбленных, а их сетования были направлены к царю сабин Титу Тацию. Прочим оскорбленным народам казалось, что правитель сабинян неоправданно медлит, и племена ценинцев, крусту-минцев и антемнян начали нападать на коварный Рим по одиночке. Можно позволить себе вольность и предположить, что именно с этих событий и началась захватническая политика Рима. Войска Ромула встречали врагов в полной боевой готовности, в сражении доказывая свое превосходство, обращая в бегство отряды нападавших, убивая царя и захватывая их города.

Тогда же, вероятно, зародился один из обычаев античного Рима: выставлять доспехи побежденных на всеобщее обозрение. В первый раз взошел Ромул на Капитолий и сложил воен-.ные трофеи у основания священного для пастухов дуба; "делая это приношение, он тут же определил место для храма Юпитера". А слова, сказанные вождем, уже тогда, раз и навсегда, стали девизом римской державы на многие века: "Юпитер Феретрийский, я, Ромул, победоносный царь, приношу тебе царское это оружье и посвящаю тебе храм в пределах, которые только что мысленно обозначил; да станет он вместилищем для тучных доспехов, какие будут приносить вслед за мной, первым, потомки, убивая не приятельских царей и вождей". Такова история происхождения самого древнего в Риме храма.

Дольше всех остальных к нападению готовилось сабинское племя, их планы, основанные на силе, дополнялись коварством. Царь Таций подкупил дочь коменданта римской крепости Спурия Тарпея, чтобы она впустила воинов в крепость. Девушка выполнила соглашение, но была убита или задавлена щитами нападавших. По легенде: "сабины, дескать, носили на левой руке золотые, хорошего веса запястья и хорошего вида перстни с камнями, и девица выговорила для себя то, что у них на левой руке, а они и завалили ее вместо золота щитами". А может быть, "она действительно хотела оставить их без щитов, но была заподозрена в коварстве и умерщвлена тем, что причиталось ей как награда"?

Женщина в Древнем Риме находилась в подчинении мужчины, потому что она, по словам Теодора Моммзена, «принадлежала только семье и не существовала для общины»

Похищение сабинянок
Так или иначе, но сабины захватили Рим, а другие оскорбленные племена к этому времени, уже подтягивали остатки своих войск к стенам города. Столице Ромула грозила неминуемая гибель, когда войска пошли на штурм крепости, потомок Марса простер руки к небесам и вознес молитву: "Юпитер, повинуясь твоим знамениям, здесь, на Палатине, заложил я первые камни города. Но сабины ценой преступления завладели крепостью, теперь они с оружием в руках стремятся сюда и уже миновать середину должны. Но хотя бы отсюда, отец богов и людей, отрази ты врага, освободи римлян от страха, останови постыдное бегство! А я обещаю тебе здесь храм Юпитера Становителя, который для потомков будет напоминаньем о том, как быстрою твоею помощью был спасен Рим". После молитвы Ромул, как бы почувствовав благословение бога, обратился к войскам: "Здесь, римляне. Юпитер Всеблагой Величайший повелевает вам остановиться и возобновить сражение!".
В Риме женщина уравнивалась с мужчиной в праве получать удовольствие от любви. Более того, считалось, что, не вкусив в полной мере эротического удовольствия, она никогда не родит здорового ребенка.

Пока почти сломленные войны Ромула пытались придти в себя и оказать сопротивление, сабины выкрикивали оскорбления в их адрес: "Мы победили вероломных хозяев, малодушных противников: знают (они - И.Н.) теперь, что одно дело похищать девиц и совсем другое - биться с мужами". Но слова словами, а Юпитер все-таки помог вольным жителям города Рима, и перевес оказался на их стороне, хотя и неизвестно, чем бы закончилась битва с коварными похитителями, если бы на поле брани не вышли "похищенные сабинянки". "Женщины, из-за которых и началась война, распустив волосы и разорвав одежды, позабывши в беде женский страх, отважно бросились прямо под копья и стрелы наперерез бойцам, чтобы разнять два строя, унять гнев враждующих, обращаясь с мольбою то к отцам, то к мужьям". Не знаю, какой из доводов несчастных женщин стал решающим, мне лично более других понятен аргумент пленниц, приведенный Титом Ливием: "Если вы стыдитесь свойства между собой, если брачный союз вам претит, на нас обратите свой гнев: мы - причина войны, причина ран и гибели наших мужей и отцов; лучше умрем, чем останемся жить без одних иль других, вдовами или сиротами".

Из-за прекрасной половины человечества начинались войны, но в данном случае женщины смогли не только остановить кровавую бойню, но помирить и породнить враждующие народы. "Война, столь горестная, кончилась вдруг радостным миром, и оттого сабинянки стали еще дороже мужьям и родителям, а прежде всех - самому Ромулу, и когда он стал делить народ на тридцать курий, то куриям дал имена сабинских женщин".

Иногда легенды заканчиваются хорошо (как сказки), а иногда трагически, данная быль имеет на редкость счастливый конец, а точнее - это только первые страницы многовековой истории "Вечного города".

* Здесь и далее в кавычках приведены цитаты из произведения Тита Ливия "История Рима от основания до наших дней"

Ирина Нехорошкина. Italica №3 2000 года.

Читайте здесь еще об Италии!

   
да да да, конечно, вот только не было никакого древнего Рима, в самом лучшем случае основан в 6 веке н э а скорее всего еще позже. как и пресловутого Тита Ливия все это выдумки 15-17 веков, все что накропано в статейке бред и вранье.
02.08.17 ывафафа Оставить сообщение

Мне было очень интересно узнать про происхождение своего имени.Большое Вам спасибо.
11.02.06, melory@.one.lv, сабина
 

Венгрия
308€ 23082рПодробнее
ВенгрияПрага-Вена-Будапешт. Недорогой автобусный тур. Выезд из Москвы 15.09.18 на 9 дней
БолгарияКаникулы
241€ 17971pПодробнее
БолгарияПляжный СЕЗОН на Солнечном берегу по отличным ценам. Не упусти УДАЧУ! Вылет из Мск 3.8.18 на 11 дней
РоссияГорящий тур
РоссияАНАПА. Чистое море, песчаные пляжи, достойный сервис. Не упусти! Вылет из Мск 22.7.18 на 8 дней
Абхазия
АбхазияУНИКАЛЬНЫЙ климат ПИЦУНДЫ – достойная альтернатива Средиземноморью. Вылет из Мск 25.07.18 на 8 дней
РоссияГорящий тур
РоссияАНАПА. Чистое море, песчаные пляжи, достойный сервис. Не упусти! Вылет из Мск 22.7.18 на 8 дней
ХорватияЕсли есть виза
282€ 23270рПодробнее
ХорватияПолуостров Истрия. Комфортный отдых на АДРИАТИКЕ по смешным ценам в сезон. Вылет из Мск 22.7.18 на 7 дней