Об Италии

Гондолы - черные лебеди Венеции

"Сравниваю гондолу с плавно качающееся колыбелью, в то время как ее верхняя кабинка представляется мне просторными похоронными носилками. Именно так! Мы же тем временем, словно по жизни, не задумываясь, качаемся и скользим по воде Большого канала" "Венецианские эпиграммы", И.В. Гете

гондолы Венеции
Венеция - единственный город в мире, где нет никакого колесного транспорта, даже велосипедов. Русский стольник П. Толстой так оценил обстановку в городе на воде в XVII веке: "В Венеции лошадей нет и никакого скота нет, также корет, колясок, телег никаких нет, а саней и не знают". Там улицы столь тесны и непредсказуемы, что всадники испытывали немалые проблемы, поэтому еще в XVI веке городские власти запретили даже лошадей, после чего Венеция оказалась вынуждена пользоваться только водным транспортом.

Первоначально лодки любой формы и размеров в Венеции назывались гондолами, но каналы всегда были очень узкими, а пассажиров и товару желательно было перевезти побольше, так что лодки постепенно удлинялись и суживались. Современная гондола представляет собой продолговатую и узкую асимметричную лодку, которая скользит по воде, двигаясь "зигзагом", причем гондольер постоянно выправляет ее, чтобы держать нужное направление.

Первыми гондольерами были черные рабы, принадлежавшие богатым венецианским семьям. Со временем образовалась корпорация гондольеров, и в конце XV века в Венеции их насчитывалось от 15 до 29 тысяч. Вместе со своими семьями они составляли по численности четверть населения города.

гондолы Венеции
Название "гондола" впервые встречается в документе 1094 года и возможно происходит от gonger - "морской угорь", тогда лодки имели произвольную форму и отличались богатством цвета и отделки. К XVIII веку в Венеции насчитывалось более 10 000 гондол (теперь их не больше 500), тогда же "в целях борьбы с расточительством" был введен закон, согласно которому все гондолы должны быть черными и одного размера: длина - 11,5 м, ширина - 1,4 м. Но тот факт, что городские власти вдруг решили ввести столь жесткие требования к параметрам лодок было связанно не с борьбой за экономию. Это нововведение имело вполне банальное объяснение. По венецианской легенде, один престарелый дож был женат на очень молодой девушке. Вскоре до почтенного правителя дошел слух, что по ночам его супругу навещает загадочный мужчина в плаще. Слуги доложили правителю, что приплывает он на черной гондоле. Старый дож не смог прекратить тайные встречи молодых людей, за то, в его власти было издать указ о том, чтобы все лодки в городе перекрасили в черный цвет. Так ему удалось отчасти скрыть свой позор.
Первая женщина-гондольер появилась в Италии только в 2009 году. Успешно сдать экзамены и получить лицензию на управление гондолой смогла 23-летняя итальянка Джорджия Босколо. До этого управление гондолой считалось исключительно мужской профессией.

С тех самых пор скользят по каналам Венеции только черные гондолы, единственным украшением которых остался железный наконечник в виде гребня. Этот элемент, так называемый ferro, является самой верхней отметкой лодки, по нему гондольеры определяют, пройдет ли гондола под очередным невысоким мостиком или нет. На первый взгляд эти лодки удивительно похожи друг на друга и немногим туристам приходит в голову тот факт, что делаются эти "черные лебеди" исключительно под конкретного человека - гондольера (они работают только на собственных лодках). Как правило, эта профессия передается по наследству, но в виде исключения ее можно получить и за другие заслуги (например, победив в "Исторической регате"). В любом случае, для того чтобы получить право управлять гондолой, необходимо проучиться на специальных курсах гондольеров 9 месяцев и сдать серьезные экзамены: по управлению лодкой, по иностранному языку и по истории Венеции. Только после этого мэрия рассмотрит заявку соискателя на получение лицензии

гондолы Венеции
Лодка стоит дорого. От 50 000 000 лир (30 000 $) до 150 000 000 лир (90 000 $ - это как правило "свадебные" гондолы). Продолжительность срока эксплуатации гондолы в среднем 15 лет. Но жизнь лодки зависит от многих факторов, в частности от того, где ее хранят; если стоянка расположена где-нибудь в укромном месте на канале, то срок достаточно высок, а если гондолу паркуют на открытой воде, то из-за ветра и волн длительность эксплуатации заметно сокращается.

Этот экзотический вид транспорта позволяет путешественнику увидеть совершенно другой город, т.к. с борта черной лодки он раскрывается совершенно в ином ракурсе недоступном для пешего туриста. Скользя по гладким водам, убаюканные гулким эхом каналов и мягкими ударами весла, пассажиры на время попадают в таинственный мир, полный образов и грез, под названием Венеция.

Ирина Нехорошкина.
Italica №2 2000 года.

Читайте здесь еще об Италии!

   

 
ТурцияВыходные
204$ 13953р.Подробнее
ТурцияWEEK-END в Мармарисе. Дешевле полететь, чем остаться. Вылет из Мск 25.08.18 на 4 дня и более
ИталияГорящий тур
246€ 19333рПодробнее
ИталияСупер ИДЕЯ. Обнови гардероб и отдохни в Римини по смешным ценам. Вылет из Мск 29.08.18 на 4 дня и более
Греция
206€ 15885рПодробнее
ГрецияРОДОС. Недельный релакс на морском берегу. Не упусти недорогой тур. Вылет из Москвы 22.09.18 на 8 дней
ИталияГорящий тур
246€ 19333рПодробнее
ИталияСупер ИДЕЯ. Обнови гардероб и отдохни в Римини по смешным ценам. Вылет из Мск 29.08.18 на 4 дня и более
Болгария
187€ 14420pПодробнее
БолгарияБАРХАТНЫЙ сезон на Золотых песках. Низкие цены – отличный сервис. Вылет из Мск 3.9.18 на 8 дней
ДоминиканаV.I.P.
786$ 53820р.Подробнее
ДоминиканаСамана. Ранее бронирование. Продолжительный тур на КАРИБЫ в ПИК сезона. Вылет из Мск 21.11.18 на 12 дней