О Египте

Жизнь в Древнем Египте

Быт страны пирамид

Чем жили древние египтяне? Что составляло их рутину и расписание? Как их письменность и религия обуславливала жизнь обычного горожанина?

 Жизнь в Древнем Египте – Быт египтян (Египет)

Испещренные иероглифами грандиозные храмы и надгробные памятники Древнего Египта приводят в изумление современного человека, которому не так просто понять их значение и смысл. Даже древние греки, стоящие по времени гораздо ближе к египтянам, считали пирамиды Гизы всего лишь нелепой и гнетущей демонстрацией царского тщеславия. Как бы то ни было, эти памятники воскрешают для нас былое величие, а тягостное впечатление проходит, когда начинаешь воспринимать их как свидетельство особого мироощущения древних египтян, помогавшего им решать свои социальные проблемы. Это своеобразное воплощение образа мыслей и действий - столь странного и в то же время столь близкого нам.

То, что не вмещается в рамки человеческой жизни, нельзя мерить обычной меркой. Быть может, несколько разных образов, несколько священных толкований, взятых в совокупности, помогут нам понять одни и те же процессы и явления. Не проницаемое и непостижимое небо - это и океан, и крыша, и корова, и женское тело. Причем любой традиционный образ вполне оправдан, несмотря на все их кажущееся несходство, и каждый из них дает ключ к постижению, приобщению к миру богов.

Различие подходов часто находит свое выражение в дуализме мышления, сводящем целое к единству и борьбе двух начал, к оторые отражаются и в двойственном характере царской власти, и в противопоставлении черной земли и белого песка пустыни. Верхнего и Нижнего Египта.

Кроме того, не следует путать язык, письменность и образы с традиционной символикой. Между предметом и его определением есть взаимосвязь. Таким образом, слова воплощают предметы и явления - отсюда значение игры слов в историях о сотворении мира, - а речь упорядочивает их. Это два принципа «магического» мышления. Однако слова богов - иероглифическая система письма, составленная из картинок, срисованных с натуры, возникшая одновременно с графическим искусством Древнего Египта, - представляли собой отражение реальности. Изображение живого существа, непременно сопровождающееся его именем, становится как бы сдвоенным. Почти маниакальная страсть заключать реальность в рамки устойчивых вербальных и графических символов, дабы закрепить ее с помощью одной из высших форм волшебства, - вот основная черта древнеегипетской культуры времен фараонов, объясняющая природу ее удивительных памятников и надписей.

 Жизнь в Древнем Египте – Быт египтян (Египет)

Горизонт египтян простирался от узкой полоски чернозема (та-кемет, а отсюда и коптское название Египта - Кеми), образованного наносами ила в долине Нила, до Красной земли (дешерт), бескрайней Сахары с ее безжизненными холмами. Темная земля - родина людей, место, где всходят посевы, знакомое и надежное. От Красной земли веет страхом и неизвестностью. В ней обитают воинственные орды варваров; оттуда, из глубины пустыни или с ее окраин, совершают они свои захватнические набеги. Но, помимо этого, пустыня убивает своей безысходностью: солнце рождается и умирает на ее бескрайнем горизонте, ее вечные камни и чистые пески - надежное прибежище смерти и место, где происходит невидимое возрождение. Бесконечная водная пучина окружает твердь мироздания; на Земле эти воды принимают форму морей; они наполняют небесный свод, покоторому прокладывают свой путь звезды; они питают русло подземной реки (по ночам солнце плывет по ней с Запада на Восток) и каждый год заново омывают землю, разливаясь по ней паводком Нила.

Населенный загадочными, погруженными в сон существами, этот океан, этот мир тьмы заполняет собой все пространство Вселенной до тех пор, пока солнце, Атум-Ра, не поднимется над ней, оттеснив назад густой мрак. С высоты своего холма бог дал форму окружающему миру, вдохнул в него воздух, свет и жизнь, вступив в бой с силами бездны. Потом он создал богов и людей, животных и растения. Но это было лишь начало. Каждый вечер бог солнца становился стариком: каждое утро, вновь помолодевший, омытый в водах вечности, он снова создавал мир и вступал в схватку, но каждый день огромный змей Апоп гнал солнце к закату. Человечество во сстало, заставив Ра подняться в небо, но он продолжал охранять порядок, маат, им установленный и ставший его жизнью. Ивот всем живым существам приходится стареть и вновь становиться молодыми здесь, на Земле, подобно солнцу, подчиняясь бесконечному круговращению жизни (нехех), пока их не коснется перст смерти и они не войдут, как Осирис, в застывшее царство мертвых (джет). Когда же и Атум вернется к своему изначальному покою, время и пространство перестанут существовать.

Несколько разных мифов и толкований каждый по-своему рассказывают об одном, едином для всех Творце. Согласно главенствующему учению, зародившемуся в Гелиополе, именно Атум-Ра указал каждой вещи ее место, однако жрецы Мемфиса утверждали, что первым появился Птах (Земля), который и создал небо и пустил по нему солнце. Мудрецы говорили, что он выносил идею сотворения мира в своем сердце (а сердце -«седалище мысли») и дал ей жизнь движением языка (своим животворящим словом).

 Жизнь в Древнем Египте – Быт египтян (Египет)

Во времена фараонов деление всего сущего на мужское и женское начало считалось неотъемлемой чертой жизни, причем кэ тому пришли задолго до того, как гимны Нового царства воспели Бога как мать и отца. Два мифа -«Камутеф» и«Глаз Pa» - показывают место женщины в египетском мироздании. В обоих главный бог имеет спутницу, являющуюся для него одновременно дочерью, женой и матерью, которая произвела его на свет и от него же забеременела; этот бог сам дал начало своей жизни, оплодотворив свою мать (Камутеф). Богиня-спутница стала его глазами, источником огня и света, и когда она в гневе покинула бога, тому пришлось ее умиротворять. Воплощая двойственность священных образов, женское божество могло быть и доброй Хатор, богиней чувственных наслаждений и веселья, и опасной Сехмет, львицей - вестницей беды и коброй, способной останавливать врагов и грешников.

Две божественные четы, созданные Творцом, олицетворяют физическое устройство мира. Это-воздух и свет-огонь, земля и небо. Боги следующего поколения, стоящие ближе к человеку, сами во многом напоминают людей своей борьбой за власть и смертью. Убитый Сетом Осирис с помощью Исиды и Нефтиды обрел новую жизнь, восторжествовав над смертью и став повелителем царства мертвых. Егосын Гор, рожденный после смерти отца, стал властелином Земли, победив родного дядю - Сета, который хотя и был вечным «нарушителем спокойствия», но в те времена еще не отождествлялся с высшей силой зла и был фигурой неоднозначной. Его божественная ярость настигала с неотвратимостью судьбы, заставляя живых поворачиваться навстречу вечности и помогая Ра и фараону одерживать верх над иноземцами и змеем бездны. О Сете рождались самые различные легенды. Так, в одной из них Гор и Сет делили между собой власть над Темной и Красной землей, в другой - Сет стал властелином Юга, а Гор - Севера (неразрывно связанных между собой); но чаще всего Гор представал изгоняющим Сета и воцаряющимся над теперь уже навсегда упорядоченным миром.

 Жизнь в Древнем Египте – Быт египтян (Египет)

Все эти идеи и образы служили фундаментом тому обожествлению власти, которым проникнуты история и культура эпохи, вполне обоснованно определяемой историками как эпоха фараонов. Словом «фараон», дошедшим до нас благодаря Библии, называют только царей Древнего Египта. Через фараона утверждается на Земле высший божественный порядок, в нем одном сосредоточены силы, питающие экономическую, общественную и политическую жизнь государства. Сначала как воплощение Гора, потом, во времена великих пирамид, как сын Ра,«истинный бог», он выполнял роль тех богов, чьим преемником и служителем он был. В нем наконец соединились Гор и Сет. Воцарение фараона знаменовало собой новое пришествие Гора, новый восход солнца и зарю новой эры. Он поддерживал маат и обеспечивал безопасность подданных, обращая в бегство варваров и утверждая свою власть по всей долине Нила. Он один имел сверхъестественную силу, которая всегда приносила ему победу на поле брани и делала его мудрым в политике. Только он мог издавать законы и назначать на любую должность. Посвященный во все таинства и обладавший высокой культурой фараон с помощью искусства и религиозных обрядов поддерживал жизнь богов.

Доктрина, обосновывающая законность царской власти, исходила не из права наследования, а из божественного предопределения, богоизбранничества, отражением которого была легенда о рождении фараона от бога (мифозачатии земной женщиной сына божия). Как только на него возлагали корону и над его челом застывала кобра, новый Гор занимал свое место среди других богов. Он уходил в вечность как неземное существо. Его гробница, рав но как и все погребальные церемонии, подчеркивали пропасть, лежавшую между фараоном и всем остальным человечеством. Пример тому - пирамиды Древнего и Нового царств, огромные заупокойные храмы фараонов, высеченные скальные гробницы в Долине царей и«Убежище на миллион лет» Нового царства. Одним из немногих Социальных завоеваний простых людей за всю историю Древнего Египта была отмена погребальных привилегий, имевшая место каждый раз в период распада, когда центральная власть ослабевала. Правда, каждая новая династия, восстанавливавшая единство монархии, изобретала новые разграничения.

 Жизнь в Древнем Египте – Быт египтян (Египет)

Конечно, в Египте не было и зачатков демократии или хотя бы ее теоретического осмысления. У египтян достигла наивысшего развития, став элементом древнеегипетской космогонии, система, по которой вся земная власть отдавалась в одни руки. Не слишком склонные к абстрактным рассуждениям египтяне «до-философского периода» не знали слов, обозначавших такие понятия, как государство и нация, они просто наделяли царственного посланца солнца всеми атрибутами государства. Различные определения, относившиеся к фараону, не распространялись ни на каких других царей; говоря о фараоне, древние египтяне выражали свое сокровенное национальное чувство, хотя в тоже время прекрасно знали, что их повелитель, несмотря на всю свою божественность, не лишен физических и духовных слабостей, присущих роду человеческому. Жрецы и писцы, воспитывая в народе дух верноподданничества, в конце концов признали монархическую власть вселенской, что позволяло легче мириться с иноземными государями как с представителями некоей всемирной империи. Так принял Египет древнеперсидских царей Кембиза и Дария, Александра Македонского и римского императора Августа.

Это монолитное общество, воспевавшее в своих гимнах единство творения и тайну творца, было в тоже время крайне политеистическим и фанатичным в своем идолопоклонстве. Египтяне признавали всех богов, с незапамятных времен почитавшихся разными местными традициями. У каждого из них были свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие его единственным в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, от которого зависело их благоденствие. В тоже время все эти боги и богини считались родителями фараона и его покровителями.

Продолжение...

Читайте здесь еще о Египте!

   

Комментарии:

познавательно ....)))
03.03.13 Ваше имя* Оставить сообщение

здорово.я обожаю Египет.он мне кажется таким таинственным......
21.12.07 виа Задать вопрос


 
РоссияПоследние места!
РоссияИдея для отпуска! Большое путешествие по Волге. День города Нижний Новгород. Выезд из Москвы 19.08.24 на 12 дней
РоссияЭто круто!
РоссияОтдохни на популярном Имеретинском курорте в Сочи. Высокий уровень комфорта. Вылет из Москвы 01.05.24 на 11 дней
Бахрейн
692$ 66031р.Подробнее
БахрейнОТДЫХ на белоснежных пляжах Персидского залива. Знакомство с восточным колоритом Отели 4*. Вылет из Мск 31.03.24 на 7 дней
Россия
РоссияВстречай Первомай в туре по трем республикам! Казань - Йошкар-Ола - Чебоксары. Выезд из Мск 29.04.24 на 4 дня
Грузия
ГрузияБАТУМИ. Отдохни в субтропиках на берегу Черного моря. Прямой перелет а/к Азимут Вылет из Мск 04.06.24 на 8 дней
СейшелыЭто круто!
991€ 102239рПодробнее
СейшелыОстровная экзотика в Индийском океане. Отдых на острове МАЭ. Не упусти! Вылет из Мск 13.04.24 на 8 дней и более