О Китае

Путешествие по Поднебесной. Часть 3.

День 7 (Куньмин)

Подъем в 7.30 и на завтрак, в 08.00 выдвигаемся в город, в путеводителе написано, что Куньмин столица цветов и самый зеленый город Китая, находим упоминание цветочного рынка, на ресепшене пытаемся выяснить где в Куньмине цветочный рынок, получаем некоторые расплывчатые данные и точку на карте, ловим таксиста и тыкаем пальцем в указанный перекресток, нас привозят на обычный блошиный рынок антиквариата, бродим пол часа и снова ловим такси, следующая цель по плану городской храм Юаньтун (Yantong) приехали, посмотрели за час, в путеводителе сказано, что это крупнейший буддийский комплекс в городе и чуть ли не его единственная достопримечательность, на деле не такой уж он и крупный, но делать в Куньмине действительно нечего. Самое яркое впечатление это цветные черепашки в пруду, сначала решили что у нас галлюцинации, оказалось нет, это монахи на досуге мифотворчеством занимаются, вылавливают сачком черепах, красят золотой краской, лепят наклейку будды и отпускают в пруд, так через пару веков родится миф о храме золотых черепах - с них станется. На этом обязательная программа оказывается выполненной, начинаем импровизацию, двигаем в сторону городского парка, смотрим атракционы для детей и на досуг пожилого населения, китайцы любят отдыхать массово, много уличных игр, много просто поющих или играющих на разных инструментах, не за деньги, а просто так для себя - Союз начала восьмидесятых. Паралельно с прогулкой, ищем банк для обмена баксов, в Китае это не тривиально - меняют только в аэропортах или в государственных банках. Вывод: меняйте один раз сразу всю сумму и больше не тратьте время на заполнение этих анкет, каждая итерация минус 15 минут. Нагулявшись, решаем сходить еще в местный зоопарк, по дороге дважды вынуждены спрашивать дорогу, ввиду незнания языка все вместе изображали животных в клетках, помогло, но к сожалению кроме павлинов ничего особенного в зоо не нашли, еще вроде были слоны и пара хищников, но ни зверей ни людей уже не хотелось, выруливаем из зоопарка в атракционы, катаемся на некоторых еще около часа и ловим такси в гостиницу. По дороге видим массажные салоны, останавливаем такси выходим, все мастера слепые, толчемся у входа не решаясь зайти, специфично, принимаем решение отказать и возвращаемся в гостиницу.

• куньмин

Немного отдыхаем и идем гулять по ночному городу, на центральной площади открытый концерт, слушаем современные европейские песни на китайском языке, это что-то, в этот вечер впервые едим не в китайском ресторане а в PizzaHut, отдаем за европезированный ужин вдвое больше обычного. Возвращаемся в гостиницу, после горы ноги еле двигаются, хочется релакса, читаем на ресепшене этаж №3 сауна, тыкаем пальцем, нам в ответ улыбаются и достают замечательный листочек мелко исписанный иероглифами, глаза улавливают единственные читабельные знаки 130 юаней, тыкаем опять в сауну, нам кивают и тыкают в листочек, прикидываем, дороговато за помыться, но с другой стороны мы же в гостинице а не в общественных банях, киваем в знак согласия, с этого момента начинается атракцион: белые обезьяны купили все включено, а что включено не знают, было весело.

Шоу началось со второго этажа, где улыбчивая и совершенно ни слова не говорящая по английски девушка нацепила на руку браслет с номером кабинки. С этого момента наши пути расходятся, мужская часть атракциона осталась на втором этаже, куда моего товарища бодренько утащили, а женская находилась на третьем куда в свою очередь увели меня, судя по слаженности работы мы были не первые чуждые их культуре элементы в данном заведении.

Пришли в небольшой зал, мне указали направление, логика подсказывала что в кабинку надо раздеться, вокруг для примера никого не было, китаянка смиренно встала поодаль и ждала, в конце концов я подумала, что если буду снимать лишнее она как-то даст знать, не дала, просто дождалась пока я закончу и выдала одноразовые тапочки и маленькое полотенчико размером с носовой платок. Повертев платок в руках, поймите правильно, что будет дальше никто не знает, к какому месту этот платок прикладывать? Решила фиг с ним потом разберемся, тем временем меня провели в следующий зал, это оказалась помывочная, включили душ выдали шампунь и мыло, показали где дверь в парные, и стали в сторонке, снова ожидать. Постояла под душем, ничего собенного, пошлепала в парную, одна оказалась обычной финской, только недостаточно прогретой, вторая по типу хамамов, пар глухой стеной, на ошупь нашла местечко, стало понятно что делать с полотенцем, постелила на каменную скамейку, села.

В общей сложности в парную зашла и вышла раза три, потом видимо банщицы решили что клиент созрел и стали проявлять некоторую активность в отношении меня, по сути требовалось просто лечь на кушетку, мы перешли в активную стадию помывки, меня стали натирать махровыми варежками. Процедура та еще, казалось что выйду без кожи, когда увидела сколько с меня накатали стало стыдно, правда потом мне сказали что это нормально, что со всех столько сыпется.

После кушетки снова под душ, потом на выход, но до шкафчика с вещами мне дойти не дали, у выхода из банного зала уже стояла новая девушка с очередным набором, первый пакет содержал одноразовые трусы, второй штаны и рубашку, девушка всем своим видом показывала что мне надо это надеть. Надела. Снова приятный жест означающий пойдемте пройдемся, перешли в другой зал, усадили в кресло, достали фен стали сушить и укладывать волосы, уложили, снова подъем и переход в следующий зал, ощутила себя Наташей Ростовой на первом балу, белый розовый поросенок переросток в розовой пижамке, которая была мне явно коротковата, выходит в свет, зал оказался весьма большим, по типу кинозала с тремя рядами кожаных кресел которые при желании становятся кроватями, впереди плазменная панель, по экрану бегает "Роки-3" в зале полумрак и слегка накурено.

В креслах полулежат мужчины источники никотина и женщины, одни в синеньких пижамках, другие в таких же как я розовеньких, между креслами бегают девушки носят напитки, чай и фрукты, в изголовье и в ногах сидят мастера из персонала. Мне указали на кресло, уложили, принесли фрукты и колу, фрукты съела сразу, принесли еще, через какое-то время пришли мои мастера, тот что пристраивался к изголовью был ушных дел мастер, глядя как откашливаются и морщатся китайцы решила не пробовать и всем видом дала понять что уши не надо, на ноги пришлось согласиться, после похода мышцы болели нещадно, мастер оказался упрямым, решил что сделает мне массаж любой ценой, в условиях не знания китайского мне было сложно ему объяснить почему не надо тыкать мне в икры своими палочками для акапунктуры, а ему видимо сложно понять, почему я все время издаю приглушенные звуки и пытаюсь уползти от него в дальний угол кровати, китайцы с великим любопытством втыкали на нашу возню в первом ряду, иногда мне казалось что они дают ему советы. Экзекуция продолжалась около часа, может чуть больше, устали оба.

Мне выпали 10 минут отдыха, принесли как бонус еще фруктов, но доесть не дали, просто рядом замаячила улыбчивая девушка привлекая мое внимание и снова показала жестами, а не хочу ли я пройтись, можно подумать у меня есть выбор, если вы думаете, что мы пошли на выход вы ошибаетесь, девушка ушуршала в какие-то лабиринты индивидуальных комнат, двери одной из них приоткрылись и меня завели в небольшое помещение с большой массажной кроватью по центру, полумрак, запах благовоний и масел, плазменная панель с чем-то национальным и легкая музыка, в дальнем углу разминала руки мой очередной мастер. Наверно, степень моей вменяемости уже достигла своего предела, измотанная борьбой с массажистом ног я уже не могла реагировать на заламывание рук, закладывание за голову ног и скручивание шеи, неопробованный в Тайланде класический тайский массаж сам нашел меня в Китае, девочка, кстати, оказалась профи, я даже не знала, что я такое умею, после часового истязания тушки меня ждала приятная радость, талассотерапия и массаж с масками для лица, обложили горячими камнями, на лицо нанесли маску, отмассировали голову, в какой-то момент я все же уснула, проснулась когда стали снимать маску, принесли еще чая, постепенно пришла в себя, наконец меня больше никуда не приглашали и я решила быстренько двинуть на поиски своего шкафчика с вещами, когда пришла в номер оказалось что вся процедура заняла 3,5 часа, сходила в общем помыться. В процессе обмена впечатлениями выяснили, что в мужском варианте было все тоже самое просто на этаж ниже. Однозначно зачОт - очень понравилось.

День 8 (Шилин)

Ранний подъем. На этот день была запланирована поездка в Шилин. От гостиницы до автовокзала доехали на такси, у автовокзала нас в очередной раз атаковали предложениями по Шилину, туда обратно на частном автобусе, в 9.00 выезд в 18.00 время прибытия обратно, сколько стоило не помню, но нам показалось приемлемо. В общем дали себя уговорить, потом немного напряглись, увидев что это не частный мини-автобус, а взрослый на 18-20 мест, но уже решили не менять планы, карма есть карма. Как ни странно, все прошло не так уж и плохо, первая остановка в пути как водится оказалась торговая точка под названием ювелирный магазин, большой одноэтажный ангар заточенный под изделия исключительно из нефрита. На хождение отвели 20 мин. китайцев как ветром сдуло, но к слову сказать в назначенное время все сидели на местах. Следующая остановка случилась еще через час, думали снова магазины, оказалось нет, шопинг разбавленный культуркой, это был монастырь.

• шилин

Вообще маштаб с которым ком.партия Китая подошла к своим грандиозным планам мирового господства наводит на мысль что они этого господства добьются, все последующие полтора часа мы имели счастье наблюдать правительственную программу по возрождению традиций. К каждой приезжающей группе китайцев приставляли своего собственного внутреннего гида-экскурсовода по монастырю, который пошагово водил группу и вместе с ними отрабатывал все ритуалы, от вязания ленточек и хождений с благовониями до гаданий и окроплений лотосом, этот курс знаний не входил в наши планы, но мы остались под сильным впечатлением, подход достойный уважения. Далее, в намеченное время, все снова собрались в автобусе и следующей остановкой был Шилин.

• каменный лес

Каменный лес - место сюрреалистичное, хотя бы один раз увидеть стоит, очень культурно, везде проложены плитками тропинки, идеальная чистота, травка подстрижена, указатели на каждом повороте, единственное было очень жарко и это в начале мая, что же там тогда летом? Посмотрели у центрального озера национальное шоу, так себе, покормили рыб в озере, сюрр, прикинули время и отправились бродить между скал, за три часа обошли две трети, можно было бы еще походить, но в 16.00 наш автобус стартовал обратно и что-то подсказывало, что ждать они не будут, пришлось спешно выруливать на автостоянку. В Куньмине были в намеченные 18.00 весь вечер гуляли по городу, ничего особенного, надо было конечно брать вечерний перелет в Шанхай, но билеты уже были куплены на след. утро.

• шилин. национальное шоу
  • шилин. рыбки в пруду
  • шилин. участница шоу

День 9 (Шанхай)

Ранний подъем, сдаем номера, забираем депозит и в 06.00 выезжаем в аэропорт, в восемь с небольшим вылет и в начале десятого приземление, перелет из Куньмина в Шанхай без замечаний, по прибытию снова наблюдаем очередь на посадку в такси, кстати, место выгрузки пассажиров и посадки разнесены на расстояние, садиться там, где высаживают запрещено, пока соображаем что делать оказываемся уже на проезжей части, перед нами сразу тормозит очередной таксист, жмем плечами и кидаем рюкзаки в багажник, наши действия видны китайцам стоящим в очереди, они не рады, мы в общем тоже, но к концу прибывания от количества очередей и китайцев у нас уже сносило головы, их очень много. Таксист на ходу смотрит адрес отеля, через 30 мин. мы на месте.

Расположение гостиницы так же полностью устроило, в 10 мин. хотьбы от старого центра и сада Юйюань, рядом набережная для вечерних прогулок, рядом с садом базар сувениров (с 20.00 до 21.00 все закрывается) под эстакадой в сторону набережной нашли интернет кафе, там же рядом есть работающие до поздна ресторанчики. К гостинице вопросов нет, все понравилось, стоимость 260 юаней за дабл в сут. без завтрака. Прогулку по городу начали с сада Радости-Юйюань(Yuyan Garden) за 3 часа осмотрели сад и Дворец Городских Богов, в саду попали на шоу с игрой на национальных инструментах, нас спасло, что они не пели. Сад, в целом, понравился, хотя видимо к этому моменту у нас случилось некоторое пресыщение.

• шанхай

Далее по плану был Храм Нефритового Будды. Нашли на карте, поймали такси, показали карту и фото, ок, поехали. Храм ни в какое сравнение не идет с Ламаистским в Пекине, Будду посмотрели, большой. Вернулись в центр на ж/д вокзал, взяли в кассе билеты на утро до Суджоу в один конец, лучше брать сразу в оба: туда утром, обратно вечером. В 19.00-20.00 у нас были трудности при возвращении. После вокзала доехали на такси до телебашни, снова разделилсь, ребята пошли на телебашню, мы решили сэкономить и посмотреть на город с крыши какого-нибудь небоскреба, а пока отправились в шанхайский океанариум, рядом с телебашней. Людей почти не было вообще, живность красивая, переходы сконструированы продумано, 3-4 подводных тунеля с бегущей дорожкой и один эскалатор ныряющий под воду, впечатлило. Кто раньше не был должно понравиться, прогуляли около часа.

• шанхайская телебашня

Вышли на улицу и сразу переместились в соседнее здание на историческое шоу, там вся площадь в его афишах, взяли билеты в первый ряд, цена как на телевышку 150 юаней, бодро, шоу в целом смотреть можно, это не балет и не опера, просто миниатюры с элементами танца на разные сюжеты, не напрягает, но и не вдохновляет, второй раз я бы не пошла. После шоу поели и отправились на такси в отель.

• шанхай. историческое шоу

День 10 (Суджоу)

Утро, ранний подъем, такси, вокзал, приехали за 30 мин. до отправления, успели попить кофе, кофе кстати в Китае готовить не умеют, что-то у них совсем не то получается. Поезд вовремя, вагон повышенного комфорта, доехали как люди. Суджоу, купили на вокзале карту, нашли первый пункт - сад Скромного чиновника, поймали такси. Пробродили часа два, лично меня никак особо не тронуло, развлекалась фотографированием китайцев в режиме портретника, шугались, ничего пусть почувствуют каково было нам, когда большую часть пути в центральной части Китая нас тоже все снимали, давали детей, потом еще снимок все вместе, достали, как в зоопарке, мы там как панды. Наконец все собрались и мы переехали в след. сад Львиной пещеры, который типа 1273 года, впечатлений осталось еще меньше, такое ощущение, что все эти гроты вчерашний новострой, даже цемент не затерли, как лепили так все на стыках и осталось и потом в 13 веке не было цемента. Вообще китайцы действительно не видят разницу между реальной древностью и новоделом. "Это кипарис, который посадил сам Конфуций!" "Ах, ах!" Скажет любой китаец: "Ствола этого дерава касались руки самого учителя Куна!" При этом он вполне осознает, где Конфуций, а где кипарис, и что это уже третье дерево на этом месте. Одним словом, символизм.

После парка Львиной пещеры переместились к храму двух пагод, так себе, можно пропустить, потом дошли до храма Конфуция, запущенный и заросший, не очень. Потом переместились к ближайшему ресторанчику, поели и двинули на набережную, экскурсинный теплоход ближайший был через час, решили пока сгонять на вокзал за билетами, но на вокзале ближайший поезд на который были билеты отходил в восьмом часу и то проходящий. Разделились, ребята поехали опять на лодочную станцию, а мы решили посмотреть еще один парк под названием гора Тигра (Хуцю) с пагодой Юньяньсы, отклонившейся несколько веков назад подобно Пизанской, путеводитель гласил что это древнейшее место в городе, посмотрели, парк как парк, пагода, ну да, отклонилась, вокруг непривычно просторно, деревья просто огромные, через минут сорок уже вышли обратно.

Время еще оставалось, у небольшого канала грелся в закатных лучах гондольер на своей лодочке, спросили сколько будет покататься, сказал, что уже желающих нет и он закрывается, подумали и спросили, а сколько будет снять всю лодку в один конец, предполагалось, что высадимся в центре не далеко от ж/д вокзала, наше предложение было обдумано, сошлись на 90 юанях за все удовольствиеи (пятнадцать минут символического торга заради удовольствия). Для примера катание на теплоходе по набережной обошлось бы нам в 80 юаней. Лодочка зашуршала, мы уселись на носу и ушли в созерцание, поездка оказалась самым ярким событием за весь день, узкие каналы, дома уходящие прямо в реку, действительно китайская Венеция, потом пошли мостики, улицы красных фанарей, такие же встречные лодочки, очень рекомендую, но именно на небольших лодках и по старым каналам, аутентично.

• суджоу - китайская венеция

В Шанхай вернулись поздно, билеты без мест означали только стоячие, будем иметь ввиду. Гулять по городу в этот день сил уже особо не было. Запомнился только еще один случай в ресторане, уже дело было к закрытию, мы вроде как наелись, но что-то нас унесло и мы заказали еще одну порцию пельменей, за какие-то смешные деньги, но очень вкусно, забавно, что кухня как оказалось уже закрылась, но нам не отказали, а снарядили гонца за пельменями в пельмешницу (в двух кварталах от ресторана) гонец сбегал, принес, нам переложили красиво в блюдо и подали, а ведь могли сказать, что пельменей нет и что уже полчаса как они закрылись и только нас все и ждут.

День 11 (Шанхай)

Утро, уже по привычке ранний подъем, в шесть уже бродили вокруг парка Юйюань, снимали на фото китайцев занимающихся различными восточными техниками, пропаганда профилактики в стране поставлена с фантастическим размахом, занимаются огромное количество людей по всей стране и это норма, вызывает уважение.

Потом поднялись на высотку с короной на верху, она одна такая, там на крыше есть ресторан, днем открыто только кафе, вторая половина открывается вечером, но мы попросили, сказав, что поднялись только из-за этого вида, без проблем впустили на территорию ресторана, с него открывается вид на телебашню, красиво, заказали кофе, поснимали панорамы и отдохнули.

Спустились с башни, доехали за французским кварталом в еще один тэмпл, потом вернулись в старый город, пообедали, сходили на рынок традиционной медицины, затарились сувенирами, потом погуляли по набережной на закате и попрощались с Шанхаем. Вся поездка получилась действительно очень насыщенной, но мне понравился Китай, это страна куда хочется вернуться и главное там есть что смотреть и чему удивляться.

День 12 (Москва)

Утренний рейс в 11.40 Аэрофлотом, доехали на единственном в мире поезде на магнитной подушке, занятно, в пути 4-6 мин. сажают только по предъявлению авиабилетов, наверно это чтобы простые смертные не катались, нашли свой рейс, к сожалению места были и нас посадили, вечером почти по расписанию самолет зашел на посадку, Родина привычно замоячила в стекле запотевшего элюминатора напоминая, что утром на работу.

Итог по маршруту

Если бы у меня была возможность иначе перераспределить дни, то однозначно я бы оставила на Пекин минимум 4 дня, один день Запретный город и парки вокруг, один день Летний дворец и Храм неба, один день Китайская стена и Ламаистский храм и еще один день на поездку в Чэндэ (Chengde) местечко в 200 км. от Пекина, уверена стоит внимания, это бывший императорский курорт.

В Ченгду если бы был еще один лишний день, съездила бы в заповедник по разведению панд, я не фанатка зоопарков, но от общения с природой не отказалась бы.

В Куньмине наоборот не стала бы задерживаться и лишний день перераспределила бы в пользу Лиджиана, из Куньмина в этот городок летает какая-то местная авиакомпания, в Лиджиане задержалась бы на день, можно вечером прилететь и на следующий день последним рейсом улететь обратно в Куньмин, утром один день потратить на Шилин и каменный лес, если там кто не был, вечером вернуться из Шилина и этим же днем последним рейсом улететь в Шанхай.

В Шанхае так же сократила бы один день в пользу Ханджоу, лично мне хватило на Шанхай одного полного дня, второй пинали балду и ходили по тем же местам по второму кругу. Это те усовершенствования, которые я бы внесла в маршрут, если бы была такая возможность, но маршурут занял бы уже как минимум 15 дней.

Советы: Бронируйте отели заранее, искать бюджетный вариант на месте не просто, за бронь в Китае отели не взымают предоплату, заселение происходит по подтвержденному отелем листу бронирования с указанной в нем стоимостью, обычно там же пишут адрес на китайском, по которому вас довезет таксист.

При заселении в гостиницу просят всю сумму сразу, это нормально, если вам не дают с ключами карточку, берите на ресепшене визитки отеля, эта мелочь поможет вам не потеряться. И еще нюанс ни в одной гостинице не было фена, зато везде одноразовые зубные щетки и паста, вообще если заморочиться фен можно найти на ресепшене, его выдают по требованию как утюг.

И еще, готовьте основные фразы на китайском заранее, особенно все что касается достопримечательностей и маршрута, этот совет звучит часто, но мы им пренебрегли о чем не раз пожалели, пишите, это пригодится.

Sharmen 20/09/2007 www.perekrectok.narod.ru

Читайте здесь еще о Китае!