Об Австрии

ИСКУССТВО

РОМАНСКИЙ ПЕРИОД (середина XI - середина XIII в.)

Термин появился в начале XIX в. (от латинского romanum - римский), когда историки и художники заметили, что архитектура той эпохи напоминает древнеримскую. Постройки отличаются простотой, мощью и ясностью. Толщина и прочность стен - главный критерий красоты здания. Впервые в европейском культовом зодчестве появляются порталы соборов, украшенные каменной резьбой с причудливым переплетением изображений христианских святых и экзотических чудовищ. В Австрии сохранилось не много романских построек, но в Вене в соборе св. Стефана можно увидеть большой портал (Riesentor) в первозданном виде. В монастыре Клостернойбурга хранится заалтарное украшение из Вердена, а в аббатстве Ламбаха великолепно отреставрированные фрески 1090 г.

ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (середина XIII-XIV в.)

Название стиля происходит от итальянского слова gotico, означавшего варварские племена готов. Появилось оно в Италии в XV в. как определение уходящей эпохи средневековья, казавшейся влюбленным в античность людям Ренессанса варварской. Однако это не так. Готика - один из самых рафинированных стилей. Готический собор выражал хрис тианскую идею духовности, устремления ввысь. Важная особенность стиля - впечатление бесплотности камня, теряющего свой вес в пучках тонких колонн и расходящихся над ними еще более тонких ребрах свода. В Вене, где готика начинает приживаться лишь около 1304 г., можно увидеть замечательные примеры стиля - собор св. Стефана и церковь монахов-францисканцев. Скульптура Мадонны в Клойстербурге послужила образцом для всей Австрии. Из светских построек сохранились Буммерхаус в Штайре и знаменитая маленькая золотая крыша в Инсбруке. РЕНЕССАНС (XV-XVI вв.). Французское название (renaissance - возрождение) переломной эпохи в развитии мирового искусства. Главной идеей, вдохновлявшей художников, стало возрождение античного искусства с его культом человека. Терми! "возрождение" впервые употребил в 1550 г. итальянский художник и писатель Джорджо Вазари. Стремление учиться у древних вновь вернуло в архитектуру ясность и четкую структуру зданий, колонны и фронтоны, а в скульптуру и живопись изображение обнаженного человеческого тела и перспективу. Человек был провозглашен мерой всех вещей. Ренессансные постройки можно увидеть по всей территории Австрии, например, резиденция князей-епископов, стремившихся превратить Зальцбург во второй Рим, Ландхау, мавзолей Фердинанда II в Граце.

БАРОККО (XVII - середина XVIII в.)

Слово барокко пришло во французский язьи из португальского и означает "причудливый", что необычайно емко характеризует этот стиль, основоположником которого в Австрии стал уроженец Граца Иоганн фон Эрлах. Барокко свойственны роскошь и великолепие. Здания имеют асимметричные планы с глубокими контрастами света и тени, для окраски стен применяют яркие цвета. В декоре используется множество позолоченных элементов, карнизов балконов, статуй. Велика роль внутренней отделки: стены и потолки непременно украшены фресками и росписями. Замечательным архитектором этого стиля был Бернхард, построивший в Зальцбурге Коллегиальную церковь, в Вене - дворец Траутзон (Musemstrasse, 7), Зимний дворец принца Евгения Савойского, Националь ную библиотеку в Хофбурге и удивительную церковь Карла Борромея. Второй крупный барочный архитектор Иоганн Лукас фон Хильдебрандт (1688-1745) - создатель замечательных замков Бельведер, Шлосхоф, дворцов Шенборн, Шварценберг Даун-Кински, церквей Пиаристов и св. Петра в Вене, аббатства в Геттвайге и главного алтаря в церкви кармелитов в Санкт-Пельтене. Около 1750 г. на смену барокко приходит легкий, ажурный стиль рококо с его утонченностью, экзотичностью k даже манерностью.

НЕОКЛАССИЦИЗМ (начало - середина XIX в.)

В переводе с немецкого означает "новый классицизм", и это вполне оправданно, т.к. свою цель мастера начала XIX в видели в возрождении классических традиций и форм искусства античности и Ренессанса. Древняя Греция вновь становится образцом для подражания, в ней лучшие умы Европы видели воплощение мечты об идеале человека и общества. Слова великого немецкого теоретика искусства И.Винкельмана о "благородной ясности и простоте" стали лозунгом искусства неоклассицизма. Здания Политехническое школы, шотландского монастыря и монетного двора в Вене, украшенные фронтонами и колоннами в античном стиле, вполне соответствуют требованиям стиля.

БИДЕРМАЙЕР (вторая треть XIX в.)

Бидермайер давно стал синонимом домашнего уюта, с его интимной, теплой и незатейливой атмосферой. Внимание архитекторов сосредоточивается на строительстве зданий прикладного характера - театров, концертных залов, библиотек и частных особняков. Интерьер домов знатных горожан отражает стремление к комфорту и простоте в противовес грандиозности "великих" стилей барокко и неоклассицизма. Образцом бидермайера по праву может считаться Баден. Под стать архитектуре предметы интерьера: мебель простых форм с плавными контурами. В живописи бидермайера господствующее положение занимает бытовой жанр, замечательным представителем которого является Фердинанд Георг Вальдмюллер.

ИСТОРИЗМ (вторая половина XIX в.)

Стиль, который был вызван к жизни новыми техническими возможностями, выдвинул в качестве программы обращение ко всему культурному наследию в целом. Великие достижения прошлых веков были осознаны в контексте не только национальной истории, но и как достояние всего человечества. Стремление напрямую обращаться к стилям ушедших времен на новом техническом уровне привело к реконструкции и строительству зданий с элементами античной, древнеегипетской, готической, барочной архитектуры. В Австрии расцвет историзма пришелся на время правления императора Франца-Иосифа. В 1857 г. им было принято решение заменить средневековые фортификационные сооружения Вены широким бульваром Ринг. Все здания вытянуты в строгую линию: городская ратуша (арх. Фридрих фон Шмидт), парламент (арх. Теофил Хансен), Венская опера (арх. Эдуард фон Июль), Бургтеатр (арх. Готфрид фон Земпер). ЮГЕНДСТИЛЬ (МОДЕРН) (последнее двадцатилетие XIX - первая треть XX в.). Немецкое слово "Jugendstil" буквально переводится "молодой стиль", но, несмотря на название, это один из "великих" стилей, охватывающий все области и виды искусства. Его отличительная особенность - господство изогнутых линий в архитектуре, живописи, графике, копирование природных растительных форм - лилия, камыш, ирис и цикламен стали излюбленным орнаментальным мотивом. Сообразуясь с эстетикой стиля, архитекторы вынуждены были проектировать и воплощать здания целиком, вплоть до "последнего гвоздя": дверной ручки, светильника, оконного переплета или вентиляционной решетки. Прекрасным примером югендстиля в Вене является больница Штейнхоф знаменитого архитектора О. Вагнера.

АРХИТЕКТУРА ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА

Послевоенный период был скорее периодом восстановления, нежели поиска новых форм. Все же следует отметить работы Вильгельма Хольцбауэра, который спроектировал ратушу в Брегенце и новое метро. По его проектам построен университет в Зальцбурге и здание фирмы "IBM" в Вене. Всемирно известный архитектор Ганс Холлайн прославился благодаря магазинам, которые он построил в Нью-Йорке и Вене, а также зданию Хаасхаус на площади св. Стефана.

Оглавление

Читайте здесь еще на эту тему!

   

Комментарии:


 
Сейшелы
991€ 102566рПодробнее
СейшелыОстровная экзотика в Индийском океане. Отдых на острове МАЭ. Не упусти! Вылет из Мск 06.05.24 на 8 дней и более
ТурцияМайские
404$ 39153рПодробнее
ТурцияСТАМБУЛ. Не упусти! Комфортная погода. Солнце, море, шопинг. Доступные цены. Вылет из Москвы 08.05.24 на 8 дней
РоссияСпецпредложение
РоссияУвлекательный КРУИЗ по Волге на теплоходе «Михаил Танич». Выезд из Москвы 02.06.24 на 6 дней
Россия
РоссияСОЧИ-АДЛЕР. Комфортный отдых на Черноморском побережье среди цветущих олеандров Вылет из Мск 21.05.2024 на 9 дней
АбхазияМайские
АбхазияЭкскурсионный гастрономический тур «Абхазия застольная». Вылет из Москвы 27.04.24 на 5 дней
КубаГорящий тур
753$ 72639рПодробнее
КубаОтдохни на берегу Карибского моря! Пальмы и бесконечные песчаные пляжи. Вылет из Москвы 25.04.24 на 8 дней